Vladimir Onufriev, conductor

glad to see you here!

Russian (CIS)English (United Kingdom)

about the concert 01.11.2006 in Petrozavodsk

Print

01 ноября 2006 г., Petrozavodsk, Karelia Philharmonics, Symphonic concert. Published by Comart (in Russian)

в программе: Л. ван Бетховен - Концерт №3 до минор для фортепиано с оркестром - солист Рувим Островский, Ф.Шуберт - Симфония До мажор

публикация на сайте КомАрт

= = = =

Незабываемый концерт (о концерте Р. Островского, В. Онуфриева и Симфонического оркестра филармонии 1 ноября)

Новый концертный сезон Карельской филармонии начался довольно необычно – его открыла серия симфонических концертов, в каждом перед петрозаводскими слушателями появлялся новый маэстро и все – "заморские". При отсутствии в оркестре главного дирижера (пока есть только главный приглашенный – Фабио Марко Брунелли) это естественно. Но в концерте, состоявшемся 1 ноября, за пульт встал дирижер из Архангельска Владимир Онуфриев и продирижировал Девятой симфонией Ф. Шуберта. Это была не просто профессионально отличная работа, но и творчески заслуживающая бесспорных похвал. Все дирижеры знают, что симфония наполнена "божественными длиннотами", как их охарактеризовал Р. Шуман, которые ставят перед исполнителями особые проблемы. И потому при исполнении абсолютное большинство из них отказываются от многих повторов, тем самым облегчая трактовку. Онуфриев позволил себе выполнить все детали шубертовского текста, не сократив ни одного звука. И "большая" и без многих повторов симфония стала еще больше. Со стороны дирижера это был определенный риск, ибо кроме собственных сложностей в трактовке огромной партитуры он создал явные перегрузки исполнителям, особенно струнникам, и слушателям, не привыкшим к таким масштабам. Но эта игра (в прямом смысле) стоила свеч. В выигрыше оказались все: и дирижер, представший мастером, постигнувшим тайны шубертовской концепции, и исполнители – партитура дает возможность проявить себя не только струнникам, но и множеству солирующих тембровых голосов, и аудитория, впервые получившая шанс познакомиться с гениальным творением композитора без купюр.

 

 

Кроме Симфонии Шуберта в программе был представлен Третий фортепианный концерт Л. ван Бетховена в исполнении Рувима Островского. Для петрозаводчан имя пианиста овеяно особым ореолом. Почти четырнадцать лет он был одним из ведущих педагогов Петрозаводской консерватории. Все эти годы его специальный класс не знал отбоя от студентов. Но к этому прибавлялась и неутомимая творческая деятельность. Островский-пианист для Петрозаводска явление во многом исключительное. Он умело сочетает в одном лице замечательного музыканта-исполнителя и мастера слова. Его вербальные преамбулы к программам трудно назвать привычным "вступительным словом". Как правило, они вырастали в первое отделение и аудитория воспринимала их с вниманием и благодарностью, ибо они открывали скрытые за музыкальным фасадом неведомые информационные потоки.

 

С отъездом в Москву, где Островский успешно продолжает свою деятельность (и не только в Москве, но и по разным городам и весям России, ближнего и дальнего зарубежья), петрозаводские слушатели потеряли очень много. К счастью, он периодически возвращается в столицу Карелии с концертами и уже это – большая радость.

 

Об исполнении Островским Третьего концерта Бетховена говорить сложно, ибо оно было если не гениальным, то приближалось к таковому. А здесь слова бессильны, это надо слышать. Наверное, его нельзя назвать эталонным, поскольку оно очень индивидуально, но подобные трактовки оставляют в сердцах слушателей неизгладимый след. В интерпретации пианиста даже хорошо знакомые произведения всегда обретают новые грани, которые ранее оставались незамеченными. Созданный композитором в 1800 году, концерт вобрал в себя "наследственные" черты века восемнадцатого, в частности музыки Моцарта, и одновременно обозначил некоторые черты будущего творца героических симфоний. Его основная тема становится провозвестником победного финала Пятой симфонии, а в последней части явно слышится фраза из "темы радости" Девятой, последней симфонии композитора. Но все-таки основная образность концерта – это лирика, необыкновенно богатая, многогранно представленная во всех частях и предсказывающая будущие романтические образы вплоть до Шопена. Много лет назад в одной из рецензий автором этих строк пианист был назван "лирических дел мастером". Могу лишь добавить, что с годами эта ипостась исполнительского почерка Островского становится все глубже, значительнее и тоньше. Это погружение в лирические бездны музыки благодаря пианисту доставляет "неизъяснимы наслажденья", когда переживаемые впечатления невозможно адекватно передать словами.

 

Порадовал и исполнительский союз Островского и Онуфриева. И дело, разумеется, не в том, что все совпадало в плане "единства ударов", хотя и это важно. Гораздо более ценно родство внутренних позиций в трактовке произведения. Создалось впечатление, что это даже не диалог родственных душ, а некая единая душа, раскрывающаяся немного по-разному в каждом следующем высказывании, настолько бережно и с абсолютным пониманием музыкальная мысль передавалась от одного к другому.

 

Не хочется завершать этот отзыв на концерт банальным пожеланием успехов, они, несомненно, будут, только хочется, чтобы Петрозаводск хоть иногда становился их свидетелем. Остается надеяться…

 

Наталия ГРОДНИЦКАЯ

 


 

Add comment


Security code
Refresh


События

Начало работы по организации Котласской летней академии
19.10.2012 | 
There are no translations available.Министерство культуры Архангельской области поддержало и... Подробнее...

Фотографии

Contacts

Contact information:

  • Phone: +7 911 5541763 +7 911 5541763, +7 906 2858558 +7 906 2858558
  • Fax: +7 8182 210978
  • ICQ: 174203169


Symbol
Publications